На конец 2003 года в области в государственной собственности находилось 11673 км автомобильных дорог, из них около одной трети составили дороги рес-публиканского значения, две трети - местного значения.
Сеть автодорог общего пользования в области практически не развивается. В по-следние годы не осуществлялся ввод в действие новых государственных дорог за счет строительства и реконструкции. Увеличение общей протяженности дорог происходило только за счет передачи в коммунальную собственность не числящихся ни на чьем ба-лансе подъездов к селам и ведомственных дорог предприятий. В 2003 году указанная тенденция сохранилась, благодаря чему общая протяженность автомобильных дорог возросла против уровня 2002 года на 245 км (на 2,1%).
… Они такие разные
В общей протяженности автодорог области 11032 км (94,5%) составляют дороги с твердым покрытием, 641 км (5,5%) - это грунтовые дороги. По сравнению с 2002 го-дом, протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 299 км (на 2,8%), грунтовых - уменьшилась на 54 км (на 7,8%).
Твердое покрытие имеет большая часть дорог республиканского (98%) и местно-го (93%) значения.
Дороги с капитальным покрытием (обработанные вяжущими материалами), к ко-торым относятся цементобетонные, асфальтобетонные, черные гравийные, черное шоссе и грунто-асфальтовые составляют 57% всей протяженности дорог. Щебеноч-ные, гравийные (без обработки вяжущими материалами) и грунтовые - 43%. В Зайсан-ском, Катон-Карагайском, Курчумском и Тарбагатайском районах больше половины дорог составляют щебеночные, гравийные и грунтовые дороги.
Около 60% всех дорог области с твердым покрытием составляют дороги IV кате-гории. Среди таких же дорог республиканского значения наибольшую долю составляют дороги III категории (66%), местного - IV категории (75%).
Дороги наиболее высокой - I категории находятся в г. Семипалатинске, II катего-рии - в г. Усть-Каменогорске, г. Семипалатинске, Аягозском, Бородулихинском, Глубо-ковском, Жарминском, Зыряновском, Кокпектинском, Уланском и Урджарском районах. Дороги с твердым покрытием наиболее низкой V категории расположены в Жармин-ском, Уланском и Урджарском районах.
По сравнению с 2002 годом протяженность дорог I и II категорий не изменилась, III - сократилась на 18,4%, IV и V - увеличилась соответственно на 9,9% и в 2,4 раза.
На их ремонт денег не жалеют
На строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользова-ния в 2003 году израсходовано 2232,3 млн. тенге, из них на капитальный ремонт дорог - 818,7 млн. тенге (36,7%), текущий ремонт и содержание дорог - 802,4 млн. тенге (35,9%). По сравнению с 2002 годом расходы на капитальный ремонт дорог возросли в 2,4 раза, текущий ремонт и содержание дорог- на 8,3%.
За 2003 год отремонтировано 2980 км автодорог с твердым покрытием, в том числе 75 км дорог республиканского значения и 2905 км - местного. По сравнению с 2002 годом, протяженность отремонтированных дорог уменьшилась на 9,5%, в том числе, дорог республиканского значения - на 35,9%, местного - на 8,5%.
Однако…
За последние пять лет протяженность дорог общего пользования в области воз-росла на 18% за счет передачи в государственную собственность дорог из сети друго-го назначения. Однако, несмотря на отсутствие ввода в эксплуатацию, дороги общего пользования в области строятся. В 2003 году продолжилось строительство дороги рес-публиканского значения "Усть-Каменогорск - граница Российской Федерации", мест-ного значения "Аксуат - Шыбынды - Бакей".
Негативным фактом является то, что при росте числа автотранспортных средств в среднем на 1% в год, дорог с повышенной пропускной способностью не становится больше.
Положительным моментом является увеличение протяженности дорог с твердым покрытием и расходов на их содержание, текущий и капитальный ремонт.