Объём розничного товарооборота (без услуг общественного питания) за 2001 год составил 76.9 млрд. тенге, в том числе продажа потребительских товаров физическими лицами насчитывала 58.9 млрд. тенге, официально зарегистрированными предприятиями – 18 млрд. тенге. В действующих ценах объём товарооборота относительно одиннадцати месяцев 2001 года возрос на 15.9%, в сопоставимых - на 3.4%. Товарооборот физических лиц в постоянных ценах составил 103.7%, предприятий – 102%. Региональные индексы физического объёма
По данным за одиннадцать месяцев 2001 года розничный товарооборот Восточно-Казахстанской области составлял 11% всей реализации потребительских товаров населению республики. Темп роста объёма товарооборота по стране опережал данный показатель по области на 10 процентных пунктов. Объём розничного товарооборота в разрезе регионов страны
Оптовыми предприятиями области за год реализовано товаров на 56.3 млрд. тенге. Оптовый товарооборот за вознаграждение или на договорной основе (через комиссионных агентов) насчитывал 398.9 млн. тенге. Объём услуг торговли в январе-декабре составил 728.3 млн. тенге, наибольшая его доля приходится на услуги общественного питания.
Объём товарных запасов по состоянию на 1.01.2002 г. в розничной и оптовой торговле насчитывал. 2.2 млрд. тенге, что на 0.3 млрд. тенге больше, чем на начало декабря. Уровень обеспеченности товарными запасами в розничной сети и на складах оптовой торговли составил соответственно 54 и 36 дней торговли. Среднемесячные товарные запасы на предприятиях розничной торговли насчитывали 1268.8 млн. тенге, оптовой – 792.3 млн. тенге. Скорость товарообращения за декабрь на розничных предприятиях составила 1.2 оборота к средним товарным запасам, на оптовых – 6.5 оборота. Выборочное конъюнктурное обследование деловой активности 39 предприятий торговли, проведённое в IV квартале 2001 года показало, что по сравнению с III кварталом объём товарооборота в целом возрос по кругу обследуемых предприятий: о его росте заявила половина респондентов, уменьшении – четвёртая часть. Отмечено увеличение цен на товары на каждом четвёртом предприятий, снижение - на каждом десятом. На увеличение потребительского спроса указало 38% респондентов, на его снижение – 15%. Запасы товаров увеличила треть опрашиваемых, сократила остатки реализуемых товаров четвёртая часть респондентов. Около 70% обследуемых предприятий предпочитали торговать отечественными товарами и 30% - импортными. По сравнению с III кварталом доля реализации отечественных товаров увеличилась на 5% предприятий. Экономическому положению своих предприятий дали удовлетворительную оценку 95% руководителей, плохую – 5%. Заявили о сокращении численности работников по сравнению с III кварталом 13% респондентов, увеличили штаты - 5%. Торговую сеть сократили 3% обследуемых предприятий, новых торговых точек за истекший квартал у респондентов не появилось. Факторами, препятствующими нормальной работе предприятий руководители назвали возросшую конкуренцию на внутреннем рынке, низкий уровень потребительского спроса и высокие таможенные пошлины. В начале 2002 года 23% респондентов ожидают увеличения объёма товарооборота, 15% - роста цен, 13% - товарных запасов и 18% - потребительского спроса. На рынках области в декабре продано сельхозпродукции и скота на сумму 429.7 млн. тенге, что в сопоставимых ценах составило 103.7% оборота ноября 2001 г. Структура объёма продаж сельскохозяйственной продукции
В натуральном выражении по сравнению с ноябрём на 20% возросла реализация скота и мёда, на 7% - масла растительного и рыбы, на 5% - яиц, на 3% - птицы. Сократилась на 22% продажа овощей, на 12% - молочных продуктов, на 10% - муки, на 4% - картофеля, фруктов и бобовых.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||