|
![]() |
||
ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ |
|||
|
Зарождение на территории современного Казахстана регулярной и централизованной статистической деятельности относится ко второй половине ХVIII века, т.е. к периоду вхождения Казахстана в состав Российской империи. Принципы единой государственной статистики Российской империи на территории современного Казахстана стали внедряться с созданием и функционировани-ем в крае специальных статистических органов и их местных служб после прове-денной в конце 60-х годов ХIХ века реформы административного управления Казахстаном. 26 августа 1920 года была образованна Казахская Автономная Социалистиче-ская Республика в составе РСФСР, что считается началом восстановления казах-ским народом прерванной в ХVIII веке своей национальной государственности. В связи с образованием Казахской АССР ее Правительство своим постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило "Положение о государственной статистике в Казахской АССР", что принято считать началом объединения и деятельности единого центра-лизованного статистического органа в Казахстане. История развития статистики в Восточном Казахстане начинается с выделением в 1939 году Семипалатинской области из Восточно-Казахстанской. В этом же году было создано Восточно-Казахстанское областное статистическое управление. В 1997 году вновь произведены территориальные изменения, в состав Восточно-Казахстанской входит Семипалатинская область. С момента образования Восточно-Казахстанского областного статистическо-го управления начальником его был назначен Хорошайлов Максим Петрович (1939-1940гг.). В военные годы начальником управления статистики была Тимофеева Ан-на Федоровна (1940-1945гг.).В послевоенные годы и последующие периоды област-ное управление статистики возглавляли : Макаров Василий Андреевич (1945-1948гг.), Итккинд Григорий Моисеевич (1949-1971гг.), Канин Иван Андреевич (1971-1985гг.), Сировский Игорь Яковлевич (1985-1997гг.), Мусин Нурлан Рыс-ханович (1997-1999гг.), Тортаев Бауржан Кадырович (1999-2002гг.). Статистические органы были по существу единственной системой, которая снабжала руководящие и плановые органы оперативной и статистической (обобщенной) информацией о состоянии и развитии экономики и культуры, о ходе выполнения народнохозяйственных планов. Ими большое внимание придавалось ана-лизу имеющихся статистических материалов, характеризующих выполнение от-дельных задач и осуществление экономических реформ, попытки проведения кото-рых, неоднократно принимались в 60-70-х годах; выявлялись и докладывались при-чины невыполнения государственных планов предприятиями, отраслями экономи-ки, о неиспользованных резервах в них. В 60-х - 70-х годах большое внимание уделялось статистике капитального строительства. В период сдачи в эксплуатацию жилья и объектов социально - культурного назначения строительные организации стремились отчитаться досрочно, сообщив о выполнении и перевыполнении планов. Проверки объектов выявляли несоответствие отчетных данных и действительного хода строительных работ. В таких случаях статорганы области готовили докладные записки в обком и облисполком. Виновные в искажении данных привлекались к административной ответственности, в более серьезных случаях дело доходило до судебного расследования. Статистические органы области, несмотря на свою постоянную перегружен-ность текущей статистикой, успешно справились также с большой работой по под-готовке, проведению и разработке итогов многочисленных и периодических пере-писей и крупных единовременных учетов, среди которых были Всесоюзные перепи-си населения по состоянию на 15 января 1959 и 1970 гг., на 17 января 1979 года, на 12 января 1989 года, на 24 февраля 1999 года, переписи жилищного фонда, школь-ных зданий и материальной базы общеобразовательных школ, учреждений здраво-охранения, оборудования и машин, незавершенного строительства, ежегодные пе-реписи материальных ресурсов и неустановленного оборудования, переписи скота. В 1960-1961гг. и 1972-1973гг. статорганы подготовили и провели инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве, которая по сво-им объемам и сложности почти равна переписям населения. Составлялись периоди-ческие (через каждые 5 лет) межотраслевые балансы производства и потребления в народном хозяйстве, балансы производства и потребления важнейших видов продукции, топливно-энергетические балансы, ежегодные балансы, трудовых ресурсов, основных фондов, финансовых ресурсов, основных продуктов сельского хозяйства и другие. Важным этапом в деятельности статистических органов было внедрение ком-плексной механизации учета. До 1972 года при облстатуправлении существовало машиносчетная станция, работающая на перфорационном оборудовании. С 1981 года в статуправлении области обработка статистики уже производилась на более мощных и современных ЭВМ, где носителями информации служили перфоленты и перфокарты, к концу 80-х годов поступили персональные ЭВМ, кото-рые позволили значительно ускорить процесс обработки статинформации. Сегодня использование ПЭВМ нового поколения подняло обработку и дизайн статистической информации на новый современный уровень. Экономисты наряду со сбором статотчетности сами ведут обработку данных и формируют выходную информацию. Статистика сегодня коренным образом отличается от статистики прошлых лет, произошло существенное обновление, как в области методологии, так и в сфере техни-ческой обработки информации. В течение 1998-2002гг. управление статистики Восточно-Казахстанской области произвело существенное обновление технических средств обработки информации. Компьютеризированы и подключены к сети Казахтелекома районные под-разделения статистики . В управлении установлена локальная компьютерная ин-формационная сеть. Это позволило обрабатывать большой объем информации и обеспечило ведение архива данных. На базе нового оборудования создан банк данных по области, а также в разрезе городов, районов, населенных пунктов и хозяйствующих субъектов, который используется для анализа тенденций, происходящих в социально- политической и экономической жизни области. В целях улучшения тех-нологического процесса обработки статистической информации, отделы и группы управления оснащены современными компьютерами. Статистические данные остаются одним из главных источников информации для органов власти и управления. Они обеспечиваются необходимой оперативной информацией по актуальным, острым вопросам, требующим рассмотрения в кратчайшие сроки, текущей и сводной информацией.
|